РЕКОМЕНДУЮ
ОТДЫХ
КАРТЫ

 

 

Сэр Кристофер Рен (Wren) 

Сэр Кристофер Рен (Wren) Родился  20.10.1632 в Ист-Нойл, Уилтшир,    умер  25.2.1723, Хэмптон-корт), английский архитектор, математик   и учёный


Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки,
с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями,
Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано
отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике


Рен был членом кружка передовых университетских деятелей.

Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени
Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал
одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук)


Рен как ученый  занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики и механики, которыми интересовались
современные ему ученые (Гюйгенс, Паскаль и др.)

Им изучались  вопросы о спрямлении дуги циклоиды, квадратура и кубатура образуемых ею площадей и тел вращения,
вопросы о качании маятника, о силах, удерживающих планеты в их орбитах

Одновременно с Валлисом и Гюйгенсом он представил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых
движутся по одной прямой. Кроме того, Рен занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению
плавающего в ней тела, механикой весел и парусов

 

 

Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны

Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси
Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета

 

Обратившись с 1660-х гг. к архитектуре,  на 33 году жизни, после неоднократных настояний влиятельных заказчиков.
Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний
и широкого кругозора.

Рен приобрел на  новой стезе  солидные знания и стал крупнейшим представителем английского классицизма
Изменение художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению
для той эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами 17  века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном

 

В заметках самого Рена написано:  "Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает
народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник всех великих деяний в государстве»

 

 

 

Первым сооружением Рена оказался так называемый Шелдонский театр в Оксфорде, возведенный на средства епископа Шелдона для присуждения научных степеней
и других торжественных университетских церемоний


Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком (его пролет, в 21 метр, поразил современников),
роспись которого изображала открытое небо и тенты античного прототипа.
В этой, как и в следующей постройке, капелле Пембрук колледжа в Кембридже (1663-1665),нарушения некоторых строгих канонов классицизма указывают, вероятно,
не столько на неопытность Рена, как считали многие авторы, сколько на склонность мастера к барочной свободе, которая позднее будет для него характерна

 

План реконструкции Лондона, составленный Реном  после пожара 1666, не был осуществлен полностью, но зодчий построил в Сити многочисленные жилые дома,
а также церкви, отличающиеся необычайным разнообразием конструктивных и пространственных решений, например церковь Сент-Мэри-ле-Боу
Из сгоревших 87 церквей города Рену удалось восстановить в новом барочном виде 51, в том числе собор Святого Павла

Рен активно участвовал в составлении ряда указов комиссии, предписывавших строительство только из кирпича, регламентировавших высоту построек, толщину стен и прочее,
а также изыскивавших средства для восстановления города и его важнейших зданий путем введения специальных налогов

 

Главное произведение Рена — собор святого Павла в Лондоне являющийся самым большим протестантским храмом в мире и гармонично объединяющий в своей композиции
осевую систему с центральнокупольной

 

Среди других лондонских построек за авторством Рена — величественные ансамбли госпиталей в Челси и Гринвиче
Кристофер Рен также много строил также в университетских городах -  библиотека Тринити-колледжа в Кембридже,  разработал проекты часовни Пемброк колледжа,  
в Кембридже и Шелдонского театра в Оксфорде
По мнению ряда английских историков архитектуры, библиотека Тринити колледжа знаменует собою конец первого этапа в творчестве Рена и его переход к более сложным композициям

 

Церкви Рена представляют собою совершенно новую главу в истории английской архитектуры.

Они знаменуют расцвет английского классицизма в органическом сочетании с такими традиционными национальными особенностями зодчества, как противопоставление
вздымающихся вертикалей низким объемам и трезвый практицизм планировки


Небольшие, необычайно разнообразные по плану, эти церкви искусно вкомпонованы мастером в неправильные и затесненные участки


Кристофер Рен с исключительной ясностью осознал требования протестантского культа, рассматривающего церковь, прежде всего, как аудиторию для проповедника,
а не место для сценически эффектной католической литургии, и четко сформулировал эти требования в специальной записке


Загруженный с конца 1660 х годов, казалось бы, до пределов человеческих возможностей архитектурными заказами в одном только Лондоне, Рен, тем не менее, проектировал и
строил для короля, муниципалитетов, университетов и частных лиц дворцы и усадьбы, госпитали и библиотеки, ратуши и колледжи


Поклонники архитектора говорили, что Рен построил "самый благородный храм" - собор Св. Павла, "самый роскошный госпиталь в Британии" - Гринвичский и
"самый большой дворец" - герцога Мальборо в Лондоне (1709-1711)
Дворец герцога Мальборо - палладианского характера - отличается чрезвычайной роскошью внутренней отделки.
Гордый магнат хотел, говорят, затмить ею роскошь расположенного рядом Сент- Джеймсского   дворца (планы перестройки созданы Реном в первые годы XVIII века),
принадлежавшего "кузену Джорджу" - королю Георгу I


Замков Рен строил мало

Наиболее известные из них Фоули Корт в окрестностях Хенли, Грумбридж в графстве Кент, начатый им Истон Нестон и некоторые другие.
Архитектору Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы.

Огромное число сооружений Рена, собранных вместе, могло бы составить большой, тесно застроенный город
Достаточно сказать, что им сооружено 4 дворца, 35 различных присутственных мест, 8 школ, 55 церквей и 40 разных других зданий

 

Кристофер Рен похоронен внутри Собора Святого Павла

Надпись на его надгробии гласит: «Если ищешь памятник — оглянись вокруг»

 

Большой пожар в Лондоне 1666 г. | Сити | Доклендс | Святые и грешники | Ковен Гарден | Музей Науки